Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Языковая политика в сфере университетского образования Хакасии и Тувы

Дата публикации: 2019-10

Дата публикации в реестре: 2020-06-02T17:12:56Z

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности макро- и микроязыковой политики в языковом образовании южносибирских республик Тыва и Хакасия, которое включает русский, иностранные, а также языки коренных народов — тувинский и хакасский, имеющие статус республиканских государственных языков. Сравнительное изучение неязыковых образовательных программ различного уровня в Хакасском государственном университете и Тувинском государственном университете позволило оценить лингвистический «вес» учебных программ бакалавриата и выявить более очевидную лингвистическую направленность в Тувинском государственном университете. Безусловным лидером среди иностранных языков, изучаемых в двух университетах, является английский, на втором месте — немецкий. Социолингвистические опросы студентов разной этнической принадлежности позволили установить уровни самооценки их языковой компетенции на иностранных и родных языках. Почти треть респондентов оценивают качество владения иностранными языками как неудовлетворительное, что связано со слабой школьной языковой подготовкой и минимальными перспективами учебы и трудоустройства за рубежом. Самооценка уровня владения этническими языками существенно выше — только 18 % хакасских респондентов не владеют родным языком. Однако тувинский и хакасский языки, включенные в Атлас исчезающих языков ЮНЕСКО, практически не представлены в программах университетского нелингвистического образования. Введение обязательного ЕГЭ по русскому и иностранным языкам оказывает негативное влияние на позиции республиканских государственных языков, что усиливает роль языкового планирования и его субъектов на микроуровне

Тип: Journal Article


Связанные документы (рекомендация CORE)