В статье рассматриваются особенности макро- и микроязыковой политики в языковом образовании южносибирских республик Тыва и Хакасия, которое включает
русский, иностранные, а также языки коренных народов — тувинский и хакасский,
имеющие статус республиканских государственных языков. Сравнительное изучение
неязыковых образовательных программ различного уровня в Хакасском государственном университете и Тувинском государственном университете позволило оценить
лингвистический «вес» учебных программ бакалавриата и выявить более очевидную
лингвистическую направленность в Тувинском государственном университете. Безусловным лидером среди иностранных языков, изучаемых в двух университетах, является английский, на втором месте — немецкий. Социолингвистические опросы
студентов разной этнической принадлежности позволили установить уровни самооценки их языковой компетенции на иностранных и родных языках. Почти треть респондентов
оценивают качество владения иностранными языками как неудовлетворительное, что связано со слабой школьной языковой подготовкой и минимальными
перспективами учебы и трудоустройства за рубежом. Самооценка уровня владения
этническими языками существенно выше — только 18 % хакасских респондентов
не владеют родным языком. Однако тувинский и хакасский языки, включенные в Атлас
исчезающих языков ЮНЕСКО, практически не представлены в программах университетского нелингвистического образования. Введение обязательного ЕГЭ по русскому
и иностранным языкам оказывает негативное влияние на позиции республиканских
государственных языков, что усиливает роль языкового планирования и его субъектов
на микроуровне