В условиях неопределенности и динамичности российской окружающей
социально-экономической среды, становления «прозрачного» мирового
рынка такие традиционные методы повышения эффективности труда, как
рационализация и автоматизация бизнес-процессов, поиск талантов, зачастую
не приводят к росту конкурентоспособности человеческих ресурсов. Для этого
необходимы постоянное стремление к осознанному формированию долгосрочного
превосходства над работниками-конкурентами, преумножение конкурентных
компетенций каждого посредством деловой карьеры. В этом контексте необходимо
познание общего характера и глубинных причин возникновения, развития
и разрушения деловой карьеры, возможности трансформации ее стратегий
с учетом конкурентной позиции банковской организации. Цель исследования
состоит в выявлении организационно-экономических закономерностей деловой
карьеры, обусловленных различиями в конкурентной позиции банковских
организаций: (а) найти детерминанты деловой карьеры, позволяющие достичь
более высокого уровня в конкуренции на рынке труда в изменяющихся условиях;
(б) проанализировать возможные стратегические альтернативы деловой карьеры
путем построения двухмерных матриц, позволяющих оценить перспективы
того или иного способа позиционирования банковского персонала на рынке
труда. Дан анализ деловой карьеры персонала 15 федеральных и региональных
банков, котирующихся на российском рынке в течение шести лет. Результаты
показывают, что вид и интенсивность деловой карьеры определены механизмами
локализации и утверждения конкурентного превосходства как работника, так
и банковской организации в рыночной ситуации. Изучение деловой карьеры
позволило выявить наличие социально-экономического конфликта между
профессиональной и организационной (внутри- и межорганизационной) карьерой.
Способы разрешения конфликта деловой карьеры формируют стратегические
альтернативы взаимодействия профессионального и организационного видов,
направленные на поддержание и повышение конкурентоспособности человеческих
ресурсов банковской организации