В статье поднимается проблема построения методологии
исследования конфликтов в системе образования. Дается определение конфликта
как процесса, который актуализирует нарушения субъектами взаимодействия
установленных норм, правил, законов, требований конкретной социальной
среды. Подчеркивается, что на сегодняшний день существуют два основных
методологических подхода к исследованию конфликтов: деятельностный и
личностно-ориентированный. Деятельностная парадигма рассматривает конфликт
с точки зрения движения и развития субъектов взаимодействия и социальной среды.
Личностно-ориентированный подход делает акцент на значимости личностных
особенностей взаимодействующих сторон для разрешения конфликтной ситуации.
Авторы предлагают комплексный подход, основанный на симбиозе личностно-
ориентированной и деятельностной парадигмы, позволяющий учитывать в
процессе развертывания и разрешения конфликтов основные личностные факторы
субъектов на каждом из этапов конфликтной ситуации: характерологические
особенности, самооценку и интеллект, а также стратегии поведения. Проведено
пилотажное эмпирическое исследование среди учащихся Сибирского федерального
университета с целью диагностики ведущих личностных характеристик индивида,
которые выступают центральным звеном конфликта независимо от его этапа, и
определения их связи с уровнем конфликтности личности.
Полученные данные позволили сделать предварительные выводы о том, что низкий
уровень конфликтности связан с такими качествами, как: высокий интеллект,
способность к нестандартному мышлению, эмоциональная устойчивость,
уверенность в себе и своих возможностях. Высокий уровень конфликтности
обусловлен неумением или нежеланием обучающегося понимать и принимать
индивидуальность других людей, неумением прощать другому его ошибки, низким
интеллектом, эмоциональной неустойчивостью, тревожностью. Выявленные
взаимосвязи подтвердили эффективность использования комплексного подхода к
исследованию конфликтов, а также теоретическое предположение о взаимовлиянии
индивидуально-психологических особенностей и уровня конфликтности личности.
Результаты исследования позволят изучать механизмы конфликтного поведения
субъектов образования, учитывая их индивидуально-психологические особенности
на каждом этапе развертывания конфликтной ситуации, а значит, управлять
конфликтами в условиях образовательной системы