В статье рассматриваются процессы, происходившие в сибирском
городе Красноярске в конце XIX – начале XX века, связанные с созданием культурно-
просветительских обществ. Главным методологическим основанием исследования
являются принципы историзма, объективности и системный подход, позволившие
реконструировать культурно-социальную жизнь города и выделить инициативы,
связанные с профессиональным искусством. Использование уникальных архивных
документов, ретроспективной литературы позволило особое внимание уделить
истории создания музыкальных обществ и художественных товариществ, которые
не только повлияли на развитие исполнительской культуры и экспозиционной
деятельности Красноярска, но и определили сценарий развития художественного
образования города. В статье делается вывод о том, что формирование культурно-
просветительского движения в Сибири (на примере Красноярска) происходило
дискретно и на несколько десятилетий позже, чем в Центральной России. Вместе с
тем именно создание творческих союзов предопределило сценарий формирования
и развития первых городских музыкальных школ и рисовальных классов