В статье затрагивается проблема сохранения аутентичной традиции.
В деревне Ишимке Большеулуйского района Красноярского края до недавнего
времени существовал обряд почитания иконы Архангела Михаила. Повествование
об этом обряде записано в фольклорной экспедиции от Марии Илларионовны
Ранцевой в 2012 году. Ею же напет и духовный стих об Архангеле Михаиле,
который исполнялся в контексте обряда почитания его иконы. Этот материал
впервые рассматривается в нашем исследовании, чем обусловлена его значимость
и научная новизна. Поскольку русская фольклорная традиция в настоящее время
стремительно угасает, материалы, записанные от Марии Илларионовны Ранцевой,
являются бесценными.
Архангел Михаил – один из самых любимых русским народом представителей
Небесного мира. Он считается главным Архангелом. Имя его в переводе
с древнееврейского означает «Кто как Бог». В православии его называют
Архистратигом, поскольку он является главой Небесного воинства Ангелов и
Архангелов. Кроме того, Архангела Михаила воспринимают как покровителя
путешественников. Также на Руси Архангелу Михаилу молились о помощи при
переходе на новое место жительства. Именем этого Архангела названо много
русских храмов, в каждом из них есть иконы с его образом. В русской иконописи
сложилось множество местных школ. Икона Архангела Михаила, о которой идет
речь в данной статье, написана мастером белорусской школы иконописи. В начале
ХХ века эта икона была перенесена крестьянами одной из белорусских деревень
в сибирскую деревню Ишимку. Обряд почитания иконы Архангела Михаила
сохранялся в этой деревне до начала XXI века