Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Особенности прочтения романа Ф.М. Достоевского «Идиот» в одноименной опере М. Вайнберга

Дата публикации: 2020-06

Дата публикации в реестре: 2020-07-05T10:56:49Z

Аннотация:

Статья посвящена вопросам взаимодействия литературного первоисточника и музыкальной драмы. Объектом научного интереса становится опера «Идиот», завершенная в 1986 году отечественным композитором Мечиславом Вайнбергом и поставленная на ведущих российских сценах в творческом сезоне 2016–2017 года. Либретто написано А.В. Медведевым по одноименному роману Ф.М. Достоевского. Музыкальная достоевистика начала зарождаться еще при жизни писателя. Она выражалась в использовании музыкальной терминологии в критике и научных исследованиях, касающихся литературных произведений Ф.М. Достоевского. В 1916 году С.С. Прокофьев создал оперу «Игрок», ставшую первым оперным прочтением прозы писателя, конгениальным литературному первоисточнику. С тех пор творческое наследие автора «Бесов» не раз привлекало внимание композиторов. Музыкальная достоевистика сегодня насчитывает более семидесяти сочинений в разных жанрах. Особый интерес представляют оперы, поскольку в них драматический и музыкальный тексты одинаково важны для передачи глубинных смыслов романов писателя. Специфика взаимодействия прозы и музыкальной драматургии в данной статье выявляется с использованием методов интертекстуального анализа, что сообщает актуальность обращению к данной теме. Либретто исследуется как важный компонент оперного сочинения в свете тенденций современной музыкальной науки. Рассматриваются приемы работы драматурга с литературным первоисточником. Выявляются внероманные тексты либретто, их источники; объясняется логика обращения создателей оперного «Идиота» к метатексту Достоевского и наследию других авторов в контексте художественного замысла. Определяются функции персонажей первого и второго плана действия, дается их краткая характеристика, обозначается роль в драматургии оперы

Тип: Journal Article


Связанные документы (рекомендация CORE)