Статья посвящена вопросам взаимодействия литературного
первоисточника и музыкальной драмы. Объектом научного интереса становится
опера «Идиот», завершенная в 1986 году отечественным композитором Мечиславом
Вайнбергом и поставленная на ведущих российских сценах в творческом сезоне
2016–2017 года. Либретто написано А.В. Медведевым по одноименному роману
Ф.М. Достоевского. Музыкальная достоевистика начала зарождаться еще при
жизни писателя. Она выражалась в использовании музыкальной терминологии
в критике и научных исследованиях, касающихся литературных произведений
Ф.М. Достоевского. В 1916 году С.С. Прокофьев создал оперу «Игрок», ставшую
первым оперным прочтением прозы писателя, конгениальным литературному
первоисточнику. С тех пор творческое наследие автора «Бесов» не раз привлекало
внимание композиторов. Музыкальная достоевистика сегодня насчитывает более
семидесяти сочинений в разных жанрах. Особый интерес представляют оперы,
поскольку в них драматический и музыкальный тексты одинаково важны для
передачи глубинных смыслов романов писателя. Специфика взаимодействия прозы
и музыкальной драматургии в данной статье выявляется с использованием методов
интертекстуального анализа, что сообщает актуальность обращению к данной теме.
Либретто исследуется как важный компонент оперного сочинения в свете тенденций
современной музыкальной науки. Рассматриваются приемы работы драматурга
с литературным первоисточником. Выявляются внероманные тексты либретто,
их источники; объясняется логика обращения создателей оперного «Идиота» к
метатексту Достоевского и наследию других авторов в контексте художественного
замысла. Определяются функции персонажей первого и второго плана действия,
дается их краткая характеристика, обозначается роль в драматургии оперы