Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Кантианские и гегельянские традиции понимания конституционного порядка государства в российской философии права : магистерская диссертация по направлению подготовки: 47.04.01 - Философия

Дата публикации: 2020

Дата публикации в реестре: 2020-08-03T12:18:18Z

Аннотация:

АННОТАЦИЯ к выпускной квалификационной работе на тему «Кантианская и гегельянская традиции понимания конституционного порядка государства в российской философии права» автор: Круглова Ирина Владимировна, Школа искусств и гуманитарных наук, Департамент философии и религиоведения научный руководитель: д-р.филос.н., профессор С.Е. Ячин Идея конституционного порядка государственного устройства – великое завоевание европейской политической культуры. Но именно в этой идее коренится противоречие двух начал: суверенных прав человека и внутреннего суверенитета государства. С точки зрения политического режима это противоречие выглядит как противостояние либеральной и государственнической моделей устройства общества. Ключевыми фигурами в вопросе государственно-правового устройства являются Кант и Гегель. Именно в их учениях о праве и государстве черпают свое философское обоснование и оправдание либеральная и государство-центричная модели. Проблема, которая была поставлена в исследовании, состоит в необходимости поиска опосредующего звена между человеко-центричной либеральной моделью Канта и государство-центричной (суверенной) моделью Гегеля. Исходя из поставленной проблемы, цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы прояснить философские основания состояния политико-правовых институтов Западного мира (и России, поскольку в этом аспекте мы можем отнести ее к Европейским государствам) в свете комплиментарного осмысления философий права Канта и Гегеля. В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи: 1. Прояснить фундирующие идеи кантианской и гегельянской традиций (в их интерпретации С.С. Алексеевым и В.С. Нерсесянцем соответственно), либертарианского (Р. Нозик, Д. Боуз, М. Ротбард), коммунитаристского (Ч. Тейлор, М. Сэндел, А, Макинтайр, М. Уолцер, А. Этциони) и цивилитарного (В.С. Нерсесянц) проектов общества. 2. Раскрыть суть концепции цивилизма В.С. Нерсесянца. 3. Привести аргументацию в защиту того, что концепция цивилизма является наиболее закономерной альтернативой развития современного общества. 4. Обосновать фундирующий характер идеи сообщества для преодоления дуализма либеральной и государственнической моделей, а также гармонизации индивидуальной свободы и социальной ответственности. 5. Выявить и подтвердить предположение, что в Конституции присутствуют глубокие, онтологические основы, диалектические противоречия. 6. В практическом срезе показать влияние кантианских и гегельянских традиций в установлении конституционного порядка (и основ местного самоуправления) в опыте российской государственности. Методологическую базу исследования составили: метод системного анализа, компаративистская методология, герменевтические методы и методы комплексного исследования, проведен методологический синтез кантианской и гегельянской парадигм. Исходную теоретическую установку составил тезис К.Маркса о том, что основной вопрос всякого движения составляет вопрос о собственности. Идея фундаментального значения собственности проведена автором красной нитью через все диссертационное исследование. В результате проведенного исследования сделаны выводы: 1. Универсальным для кантианской и гегельянской традиций является утверждение права как манифестации свободы, которая в то же время трактуется по-разному: в кантианской версии свобода – это основание прав индивида, в гегелевской системе – свобода есть всеобщее достояние, олицетворенное в государстве и реализации им общего блага. 2. Философско-правовые воззрения Канта и Гегеля находятся в амбивалентном отношении единства противоположностей, взаимодополняя и противостоя друг другу. В этом противоречии можно увидеть диалектическое отношение части и целого. 3. Проблема соотношения либеральной и государственнической моделей видится неразрешимой ввиду отсутствия промежуточного звена, которым автор полагает коммуникативные (гражданские) сообщества. 4. Экономический базис прав коммуникативных сообществ состоит в гражданской (цивилитарной) собственности, зафиксированной в концепции цивилизма В.С. Нерсесянца. 5. Выявлена преемственность идеи собственности как основания правовых отношений, показано сохранение значимости этого тезиса для сегодняшнего дня. 6. Признание цивилитарной собственности на конституционном уровне решает проблему объединения людей в целое не силой, а экономическим интересом. Переосмысление роли муниципального образования и местного самоуправления в духе цивилитарного и коммунитаристского подходов порождает отношение к нему как к сообществу граждан. Работа может быть рекомендована для использования в учебном процессе для студентов юридического профиля. Отдельные положения и выводы целесообразно включить в курсы по истории русской философии для студентов философского профиля подготовки.

Тип: магистерская диссертация


Связанные документы (рекомендация CORE)