Дата публикации: 2020
Дата публикации в реестре: 2020-08-03T12:18:19Z
Аннотация:Аннотация Тема ВКР: «Организационные условия формирования способности принимать решения у нахимовцев филиала НВМУ». Макарова Ольга Сергеевна, Школа Искусств и Гуманитарных наук ДВФУ, 44.04.02 Психолого-педагогическое направление, департамент психологии и образования. Боровкова Тамара Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент. В работе рассматривается феномен категории «свободы», изучаются основные принципы навыка принятия решений посредством реализации организационных условий. В ходе исследования были разработаны и апробированы организационные условия по формированию способности принимать решения и нести за это ответственность. Результаты исследования представлены во второй главе работы. Актуальность исследования. Современные социокультурные условия предоставляют возможность индивиду выбирать из огромного множества вариаций наиболее значимое. Вопрос выбора всегда будет актуален для человека, невзирая на его возраст, пол, национальность, образование и т.д. Жизненный опыт учит, и со временем принимать решения становится проще, но он вовсе не дает никакой гарантии, что все решения без исключения будут правильными и эффективными. Навык принятия решений – это способность действовать, разрешать ситуации, решать проблемы и улучшать собственную жизнь. От того, насколько человек владеет этим навыком, зависят его жизненные ценности и профессиональные результаты, а также результаты других людей. Человек, не способный принимать решение, становится не способен к совершению действий по разрешению каких-либо ситуаций, а значит не готов взять на себя ответственность. Формирование способности принимать решение невозможно, если человек зависим от чужого мнения, мнения своего окружения, а значит, не свободен. Свобода – одна из фундаментальных ценностей современного общества. Только экзистенциально-свободный человек способен принимать решения, осознавая степень ответственности. Экзистенциальное понимание проблемы свободы как свободы выбора нашло свое отражение в философии, педагогике и психологии. Значительный вклад в ее осмысление и значение отмечали: Т. Гоббс, Д. Локк, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Ницше, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Фромм, Ж.П. Сартр, Н.А. Бердяев и другие. Имея широкий круг приложения, проблема свободы охватывает все области философии, раскрывая своё содержание не только в этической сфере, как условие существования морали и нравственности, но и как онтологическая и гносеологическая проблема. Понятие свободы, как свободы выбора, самоопределения с точки зрения педагогики, рассматривал: Л.С. Выготский., М. Монтессори, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, А.П. Ромаев, К.Н. Вентцель, В.В. Зеньковский, О.С. Газман, С.И. Гессен, В.П. Вахтеров. Начало XX века трансформирует категорию свободы в педагогической плоскости: свобода как отсутствие ограничений воли (К.Д. Ушинский), возможность выбора как основа обучения (Л.Н. Толстой), как автономия педагогического процесса (П.Ф. Каптерев), как условие развития личности, физическая и интеллектуальная свободы учащихся (В.П. Вахтеров), метод освобождения творческих сил ребенка (К.Н. Вентцель). О.С. Газман в своей работе «Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы» вводит термин «свободоспособность» – способность самостоятельно, независимо строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать собственное жизненное предназначение, осуществляя свой выбор. В свете вышесказанного вопрос о воспитании способности принимать решения для человека в настоящем мире является одним из самых актуальных. Самоценность личности, потребность в саморазвитии и самореализации, свободоспособность – именно эти идеи педагогики свободы жизненны и значимы, несмотря на всю сложность их реализации. Особенностью довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации является интернатный тип (учреждение закрытого типа), а значит процесс воспитания и обучения осуществляется круглосуточно. Главной целью организации внеурочной деятельности, осуществляемой в стенах филиала Нахимовского училища, является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности – психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе. В процессе реализации мероприятий, проводимых в рамках внеурочной деятельности, у воспитанника формируются универсальные учебные действия, однако говорить о формировании проявления способности принимать решения и возможности ее проявления сложно, т.к. не созданы условия, которые бы смогли это обеспечить. Таким образом, процесс организации внеурочной деятельности следует считать несовершенным. Навык принятия решений является одним из ключевых компетенций военного офицера, однако его проявление возможно только в условиях свободы выбора, чего сегодня не может обеспечить учебно-воспитательный процесс. В науке пока нет точного ответа на вопрос о том, какие условия должны быть созданы для проявления способности принимать решения у нахимовца. Все вышеперечисленные обстоятельства позволили нам выявить следующие противоречия: • Профессия военного офицера обязывает иметь навык принятия решений, но процесс обучения и воспитания не предоставляет для этого возможность, хотя используются различные педагогические технологии. • Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на «портрет выпускника» как всесторонне-развитую личность, однако в учебно-воспитательном процессе еще не созданы такие условия, которые предоставляют возможность проявления способности принимать решения и нести за это ответственность. Таким образом, установленные противоречия позволяют выявить проблему исследования, которая заключается в создании таких условий, которые бы способствовали развитию способности принимать решения в процессе реализации внеурочной деятельности у обучающихся учреждения закрытого типа, такого как Нахимовское училище. Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности в филиале НВМУ. Предмет исследования: организационные условия формирования способности принимать решения у обучающихся в учреждении закрытого типа. Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка организационных условий внеурочной деятельности, обеспечивающих воспитание способности принимать решения у нахимовцев филиала Нахимовского военно-морского училища. Задачи исследования: 1. Выявить сущность феномена «свободы» как составляющую способности принимать решения, рассмотреть с точки зрения антропоориентированных наук. 2. Исследовать понятийно-терминологический аппарат «организационных условий». 3. Выявить и обосновать критерии и показатели сформированности способности принимать решения у воспитанников нахимовских училищ. 4. Диагностировать уровень развития способности принимать решения у нахимовцев филиала в учебно-воспитательном процессе. 5. Апробировать эффективность предполагаемых условий решения проблемы. Интерпретировать полученные результаты. 6. Методы научного исследования, позволившие выполнить поставленные задачи: теоретические - анализ психолого-педагогической литературы в аспекте исследуемой проблемы, педагогическое проектирование и конструирование; эмпирические – анализ и интеграция эмпирических данных; беседа, тестирование, наблюдение, опросы, эксперимент (констатирующий и формирующий), анализ и оценка работ обучающихся. Методологическое основания исследования включает в себя следующие подходы: - феноменологический подход (Э. Гуссерль, Г.П. Звенигородская, Л.А. Степашко), где познавательная сущность, представленная как область «рефлективного содержания», является первостепенной в образовании индивида, отражая сущность познаваемого и существование самого познающего; - аксиологический подход (В.А. Сластенин, А. Маслоу, К.Роджерс,) основанный на принципах гуманизации учебно-воспитательного процесса); - системный подход (И.Г. Юдин, М.К. Мамардашвили где анализ и синтез выступает как двуединое специфическое средство исследования системных образований. Теоретической основой исследования является понимание проблемы свободы как одной из сложных проблем в философии. Значительный вклад в ее осмысление и значение отмечали: Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Д. Локк, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Ницше, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Фромм, Ж.П. Сартр, Н.А. Бердяев и другие. Имея широкий круг приложения, проблема свободы охватывает все области философии, раскрывая своё содержание не только в этической сфере, как условие существования морали и нравственности, но и как онтологическая и гносеологическая проблема, так же она может быть, рассмотрена как социальная, психологическая проблема. Всё это ведет не только к разнообразным интерпретациям сущности свободы, но и к сложности дефиниции понятия. В нашей работе свобода понимается в её гуманистическом аспекте, основное внимание уделяется рассмотрению ее сущности для человеческого существа. В жизнедеятельности «свобода» как категория обнаруживает различные грани, проявляется как свобода слова, свобода творчества, свобода личности, свобода выбора. Наше исследование будет посвящено рассмотрению свободы через творчество. Н.А. Бердяев писал, что свобода тесным образом связана с понятием творчества. Свобода и творчество – это образ и подобие Бога в человеке. Образ Божий – это свобода, человек несет в себе ту свободу, с которой Бог сотворил мир, и поэтому человек является продолжателем этого миротворения. А творчество – это подобие, человек может создавать нечто совершенно новое. Э. Фромм считал, что свобода ощущается индивидом, прежде всего, как личное чувство, как субъективное явление, заключающееся в возможности самостоятельно сделать выбор. На следующих ступенях свобода выбора переходит в свободу решения, а затем в свободу действия, свободу творчества и самовыражения. Основная его концепция, как представителя американской линии франкфуртской школы, философа, психоаналитика, изложена в работах «Бегство от свободы», «Иметь или быть». Понятие свободы, как свободы выбора, самоопределения с точки зрения педагогики, рассматривали Л.С. Выготский., М. Монтессори, В.И. Слободчиков, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, А.П. Ромаев, К.Н. Вентцель, В.В. Зеньковский, О.С. Газман, С.И. Гессен, В.П. Вахтеров. А.П. Ромаев в своем диссертационном исследовании «Генезис феномена и категории «свобода» в гуманистической педагогике России: вторая половина XIX – XX вв.» отмечает формирование и развитие гуманистических направлений: абстрактный, практический, универсальный и социальный гуманизм. В основу предлагаемой типологии теоретического наследия педагогов-гуманистов легли уровень теоретического обоснования гуманизации образования, его технологическое обеспечение, а также уровень свободы учителя и ученика в образовательном процессе (несвобода, свобода выбора и свобода творчества). В начале XX века. категория свободы претерпела ряд трансформаций: свобода как отсутствие ограничений воли (К.Д. Ушинский), как критерий педагогики, возможность выбора как основа обучения (Л.Н. Толстой), как автономия педагогического процесса (П.Ф. Каптерев), как условие развития личности, физическая и интеллектуальная свободы учащихся (В.П. Вахтеров), метод освобождения творческих сил ребенка (К.Н. Вентцель). Зачинателем широкого педагогического движения по вопросу гуманизации общего образования, считается Н.И. Пирогов, который в 1856 году опубликовал статью «Вопросы жизни». Он предлагал ввести для многих предметов вместо обыкновенных лекций сократовский способ учения в виде бесед, главной целью которых было бы обсуждение основных и самостоятельных вопросов жизни. Он отмечал, что не сама наука, а стройное методическое приготовление умственной восприимчивости учащихся к науке и возбуждение самостоятельности ума – вот цель гимназического учения. О.С. Газман в своей работе «Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы» исследует фундаментальные положения экзистенциалистского подхода. Автор впервые вводит термин «свободоспособность», дает определение – способность самостоятельно, независимо строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать собственное жизненное предназначение, осуществляя свой выбор. Ключевой идеей экзистенциализма является свобода выбора. Педагогика свободы, изучая ребенка как субъекта выбора, предполагает, что человек сам осуществляет этот выбор по отношению к себе. В этом плане очень важно помочь ему освоить способы самопознания, самоанализа и самоопределения. Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширенном представлении о возможностях организационных условий внеурочной деятельности, способствующих воспитанию способности принимать решения и нести за это ответственность у нахимовцев филиала; выявлении их характеристик, критериев и показателей. Практическая значимость: материалы диссертационного исследования могут использоваться в практической работе педагогических сотрудников учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации при организации внеурочной деятельности воспитанников, в консультативной работе с педагогами и воспитанниками, в разработке конкретных моделей учебных (обучающих) задач, построенных на принципах учебного сотворчества, сотрудничества. Основные теоретические выводы и положения данного исследования могут быть использованы при разработке современного содержания учебно-воспитательного и образовательного процессов и в организации творческой деятельности. База исследования: Филиал Федерального государственного казенного общеобразовательное учреждение «Нахимовское военно-морское училище МО РФ» (Владивостокское ПКУ). Исследование осуществлялось в три этапа: Первый этап (сентябрь 2018- февраль 2019 г.г.): изучение психолого-педагогической, методологической литературы по исследуемой проблеме; отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определение категориального аппарата исследования; уточнение общей гипотезы исследования, подбор методов и разработка методики исследования. На втором этапе (февраль 2019 – март 2020 г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке условий воспитания способности принимать решения и ответственности во время внеурочной деятельности; обработка данных, полученных в ходе исследования, их анализ. Третий этап исследования (апрель 2020 г.г. – июнь 2020 г.г.) был посвящен анализу проделанной работы, формулировке выводов и рекомендаций; внедрению результатов в практику работы училища; оформлению материалов диссертационного исследования. Структура работы включает в себя введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение. Основные положения: Во введении обосновывается актуальность выпускной квалификационной работы, ставится проблема, определяется объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрываются методологические, теоретические основания, научная новизна и практическая значимость данной работы. В первой главе первого параграфа нами были рассмотрены навык принятия решений, его основные характеристики, феномен «свободы» с точки зрения ее проявления как свободы выбора сквозь призму антропоориентированных наук: философия, психология, педагогика. Исследован термин «свободоспособность». В ходе проведения теоретического метода научного исследования, выявили зависимость категорий «свободы» и «ответственности», проследили возможность их проявлений через творчество. Пришли к выводу, что свобода выбора в принятии решения является одним из главных проявлений интеллектуальной способности принимать решение, основанном на объективной оценке ситуации, а именно, умении построить иерархию признаков ситуации в соответствии с их субъективным смыслом, достигнув тем самым смыслового единства внутри оцениваемых альтернатив. Проанализировав составляющие образовательной среды, во втором параграфе первой главы дали характеристику понятия «организационные условия» - устойчивые организационные (управленческие, материально-технические, кадровые) обстоятельства, выраженные как требования образовательной среды учреждения закрытого типа (круглосуточного пребывания), определяющие организационно-управленческую основу процесса организации, планирования и координирования внеурочной деятельности в филиале НВМУ, направленной на формирование способности принимать решения и нести за это ответственность. В третьем параграфе первой главы нами представлен разработанный критериально-диагностический аппарат по формированию способности принимать решения у обучающихся: • когнитивный: осознание взаимосвязи свободы и ответственности, понимание отличия свободы от вседозволенности, дифференциация между ответственностью как подотчётностью и ответственностью как самостроительством собственной жизни; • мотивационно-ценностный: постоянная потребность в саморазвитии, социальная автономность (обособление в обществе, формирование независимой собственной позиции: ценностная автономия), социальная адаптированность (адаптация индивида к условиям среды); • деятельностный: умение эффективного включения в различные виды деятельности, высокий уровень социализации (умение конструктивного взаимодействия с окружающими людьми), умение конструктивно аргументировать свою позицию, и нести за нее ответственность. рефлексивный: осознание взаимосвязи ответственности и рефлексии, осуществление самоконтроля познавательной деятельности, оценка собственных суждений, осознание полученных результатов. Во второй главе первого параграфа описаны результаты констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого определены показатели: уровня проявления социально-ценных качеств личности; уровня нравственной культуры; степень социализации личности обучающихся; степень готовности к саморазвитию, которые позволили констатировать: 1. Образовательная среда филиала не способствует формированию способности принимать решения в силу отсутствия необходимых организационных условий; 2. Выявлена потенциальная аудитория, имеющая запрос на саморазвитие личности, в т.ч. формирование способности принимать решения и принятие на себя ответственности за принятое решение; 3. Самоанализ личности респондентов свидетельствует в основном о средней степени социальных, нравственных, ценностных показателей, а значит дает возможность потенциального роста. Во втором параграфе второй главы в рамках научного исследования систематизированы условия формирования способности принимать решения на основе анализа психолого-педагогической литературы. Разработаны и апробированы «Организационные условия формирования способности принимать решения у нахимовцев филиала Нахимовского училища для воспитанников довузовских образовательных учреждений закрытого типа, ключевой особенностью которой является организационно-управленческая основа, построенная на функционировании 4-х основных процессах: 1. Процесс планирования (разработка основной концепции педагогической деятельности на учебный период); 2. Процесс регулирования (выстраивание коммуникативных связей с педагогическими работниками курса по осуществлению педагогической деятельности и внеурочной работы, помощь в материально-техническом обеспечении); 3. Процесс координации (контроль осуществляемой педагогической деятельности руководством филиала (сотрудниками отдела воспитательной работы, анализ и оценка деятельности подчиненных); 4. Процесс взаимодействия (осуществление педагогической деятельности – взаимодействие с нахимовцами как с субъектом образовательной деятельности. Сформулированы выводы констатирующего этапа эксперимента: 1. Образовательная деятельность филиала имеет линейный уровень управления образовательной организацией, что не предоставляет возможности для формирования навыка принятия решений у нахимовцев. 2. Образовательная среда филиала не способствует формированию способности принимать решения в силу отсутствия необходимых организационных условий. 3. Выявлена потенциальная аудитория (нахимовцы), имеющая запрос на саморазвитие личности, в т.ч. формировании способности принимать решения и принятие на себя ответственности. 4. Самоанализ личности респондентов свидетельствует в основном о средней степени социальных, нравственных, ценностных показателей, а значит дает возможность потенциального роста. В ходе проведения аналитико-обобщающего этапа эксперимента, результаты ее внедрения, доказали эффективность по критериям: деятельностный: степень ответственности подростков по трем показателям: дисциплинарная ответственность, ответственность за себя, ответственность за других; рефлексивный: анализ семантических полей, связанных с понятием «ответственность»; когнитивный: уровень субъективного контроля; мотивационно-ценностный: социальная ответственность. Таким образом, мы зафиксировали, что уровень способности принимать решения и нести за них ответственность повысился. Первое условие – Основа разработки организационных условий включает в себя институциональный, технологический и управленческий уровни управления образовательной организацией, что обеспечило их интеграцию в процессе внеурочной деятельности, посредством включения в творческую деятельность и направленно на формирование способности принимать решения. Второе условие - педагог-организатор оказывает тьюторское сопровождение процесса внеурочной деятельности по формированию способности принимать решения, позволяющее повысить у нахимовцев уровень социально-нравственных качеств, субъективного контроля в стрессовых ситуациях, степень дисциплинарной ответственности, ответственности за себя и другого в общем деле. Третье условие - установлены семантические связи осознания нахимовцами способности принимать решения и нести за это ответственность как одной из необходимых компетенций военного офицера.
Тип: магистерская диссертация