Осмысление христианских ценностей в современном образовательном пространстве Российской Федерации : выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки: 47.03.03 - Религиоведение
Дата публикации: 2020
Дата публикации в реестре: 2020-08-03T12:18:33Z
Аннотация:
Тема выпускной квалификационной работы: «Осмысление христианских ценностей в современном образовательном пространстве Российской Федерации». Сведения об авторе: Наумова А.М., студентка кафедры теологии Департамента философии и религиоведения ШИГН. Сведения о научном руководителе: Прихотько В.А., к. филос. н., доцент кафедры теологии Департамента философии и религиоведения ШИГН. Краткое содержание работы. Актуальность темы исследования обусловлена процессами модернизации педагогики, направленностью дидактики на усовершенствование личностно-ориентированных технологий, обеспечивающих индивидуальную траекторию развития. Таким образом, новизна работы заключается в выявлении христианских истоков происхождения отдельных ценностей в современном светском образовании. Религиоведческий анализ содержания образования приблизит к экспертной оценке предложений по внедрению воспитательных инициатив, которые могут исходить как от светских коллективов авторов, так и представителей традиционных и нетрадиционных религиозных образовательных учреждений. Объект исследования – базовые национальные ценности в российском содержании образования. Предмет исследования – христианские ценности в концепциях духовно-нравственного воспитания. Цель выпускной квалификационной работы: выявление христианских ценностей в педагогических идеях современного образования в России. Задачи выпускной квалификационной работы: 1) выявить связь категории «нравственная ценность» с религиозно-философскими основами педагогики; 2) определить значение христианского образования в истории мировой культуры; 3) охарактеризовать воспитательные методики, предложенные православными, католическими и протестантскими мыслителями; 4) выявить соответствие базовых ценностей, изложенных в концепциях по духовно-нравственному воспитанию современных российских учащихся, христианским вероучительным основам. Цель и задачи работы определили ее структуру. В первой главе мы рассматриваем педагогические идеи восточного и западного христианства (образ педагога в древнехристианской интерпретации, католическая и протестантская педагогика: исторические основы и современная практика). Во второй главе предпринята попытка обобщения и систематизации воспитательных идеалов отечественной педагогики: история и современность (своеобразие отечественной педагогики в контексте идей православной педагогической культуры, значение воспитания в контексте проблем современного образования). В ВКР использованы сравнительно-исторический метод, сопоставления текстов, образов, концепций; герменевтический анализ структуры текста, позволяющий вскрыть заложенное в нем содержание; системный подход, позволяющий представить христианские ценности в их целостности; системный подход, позволяющий раскрыть феномены в их целостности. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и обобщения, отраженные в положениях, вынесенных на защиту. В настоящее время, процессы, связанные с религиозным образованием и воспитанием, приобретают на территории Российской Федерации особую актуальность, по причине действующих при организациях обучающих центров. Христианские ценности в современном мире имеют значение с точки зрения совершенствования человека и общества. Во-первых, христианство признает духовную ценность каждого человека, созданного по образу и подобию Бога, независимо от каких-либо социальных условий; во-вторых, христианство утверждает моральные ценности и нормы, содержащие любовь к ближнему, милосердие, сострадание, прощение. В результате социального кризисного состояния изменилась идеология концептуальных подходов и методов образования, обществом поставлены новые критерии образованности, что влечет за собой структурные изменения. Исходя из перемен, была сформулирована цель высшего образования: выпуск компетентностно-ориентированного специалиста нового социокультурного типа, обладающего профессиональными и общекультурными компетенциями. Базу методического обеспечения воспитательной деятельности православной школы (методический компонент) составляют так называемые коллективные творческие дела и педагогические ситуации, которые создаются для решения поставленных целей и задач воспитания. Теоретически они могут быть разделены на направления работы: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, трудовое, эстетическое и другие. Современный педагог имеет широкий спектр возможностей для того, чтобы наполнить образовательный процесс духовным содержанием: методические рекомендации и материалы, пособия, курсы повышения квалификации, организованные совместно с Отделами религиозного образования и катехизации епархий Русской Православной Церкви, участие в ежегодном конкурсе «За нравственный подвиг учителя». Практическая значимость: материалы ВКР могут использоваться при преподавании религиозной философии, эстетики, культурологии.
Тип: выпускная бакалаврская работа
Связанные документы (рекомендация CORE)