Феномен переосмысления христианского вероучения в современном кинематографе : магистерская диссертация по направлению подготовки: 48.03.01 - Теология
Дата публикации: 2020
Дата публикации в реестре: 2020-08-03T12:18:35Z
Аннотация:
Актуальность исследования: анализ трансформации христианского вероучения в современном кинематографе позволяет осмыслить духовную и культурную ситуацию, формирование религиозности и место традиционной религии в обществе эпохи постмодерн, ведь вопрос о духовном, социальном и культурном пути России стоит как никогда остро. Объект – восприятие религиозных представлений и ценностей в культуре постмодерна. Предмет – вероучение и история христианства в контексте их переосмысления в кинофильмах постмодернистской направленности. Цель исследования – выявление основных тенденций трансформации образа христианской догматики в постмодернистском кинематографе. Задачи исследования: • рассмотреть ключевые идеи и понятия постмодернизма в аспекте их влияния на культуру и религиозную жизнь; • выявить предпосылки формирования и отличительные черты постмодернистской теологии; • соотнести постмодернистскую ментальность и атеистическое мировоззрение; • проанализировать значение кинематографа в культуре постмодернизма в контексте проблематики зрелищ и виртуальности; • осуществить анализ интерпретации истории христианства и христианского вероучения в фильмах «Код да Винчи», «Дух времени», «Догма»; • определить основные направления просветительской работы, исходя из влияния на массовое сознание интерпретаций христианства в постмодернистском кинематографе. Цель и задачи работы определили ее структуру. Первая глава посвящена проблеме выявления основных категорий философии постмодерна, определения степени ее влияния на культуру и формирование современной религиозности, ее перцепции человеком постмодерна. Так же мы рассматриваем трансформацию теологии под влиянием установок постмодернизма, и анализируем степень влияния постмодернистской философии на формирование современного атеизма. Во второй главе определяем место кинематографа в формировании мировоззрения человека, рассматриваем исторический путь кинематографа и причины усиления его влияния на человечество, а также приводим примеры фильмов, которые сняты под влиянием постмодернистских установок: «Код да Винчи», «Дух времени», «Догма» и анализируем. В ВКР использованы критическо-аналитический метод, историко-генетический, системно-комплексный подход, метод сравнительного анализа, метод контекстного анализа, принцип аксиологического анализа. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы и обобщения, отраженные в положениях, вынесенных на защиту. Философия постмодернизма подрывает основы культуры и традиционной религиозности, блокируя аксиологическую и онтологическую функцию христианства. Проникновение постмодернистской ментальности в различные сферы культурной жизни приводит к широкому распространению таких мировоззренческих установок, как непостижимость истины и ее относительность; децентрация; отказ от бинарных оппозиций; плюрализм; эклектичность; нигилизм по отношению к авторитетам. В духовной сфере эти процессы проявляются в виде трансформации представлений о религии в целом и христианстве в частности. В массовом сознании утрачивается восприятие единой христианской Церкви. Теология, трансформируясь под запросы постмодернистских установок в обществе, уходит от подлинной христианской ментальности. В современной культурной ситуации кинематограф имеет беспрецедентное влияние на формирование запросов общества, что делает его наиболее эффективным инструментом в вопросе влияние на социокультурную и духовную ситуацию, а также трансформацию религиозности и религиозного вероучения. Кинофильмы «Код да Винчи», «Дух времени», «Догма» различны в жанровом отношении, но обладают рядом сходных постмодернистских черт: избирательность в подборе источников (апокрифы, гностические тексты), эклектичность, близость к доктринам гностицизма и NewAge, доминирование индивидуальных мнений над аргументированной и авторитетной научной позицией, восприятие догматики как ненужной для духовной жизни человека, а церкви, как устаревшей институции, карнавализация, ироничный и абсурдистский общий тон. Широкое влияние на массовое сознание интерпретаций христианства в постмодернистском кинематографе ставит новые задачи в просветительской работе: распространение достоверной, научно выверенной и подтверждаемой источниками информации о евангельской истории и истории христианской Церкви; проявление принципиальных отличий христианской догматики от языческих доктрин, в частности, в аспекте Боговоплощения и Воскресения Сына Божия; раскрытие церковной позиции относительно взаимоотношений души и тела, девства и брака. Практическая значимость: возможно использование при преподавании религиозной философии, эстетики, культурологии
Тип: магистерская диссертация
Связанные документы (рекомендация CORE)