Семантика восприятия в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”
Дата публикации: 2020
Дата публикации в реестре: 2020-08-28T10:18:23Z
Аннотация:
Цель: комплексный анализ семантики всех типов чувственного восприятия: зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, – репрезентированных в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой».
Задачи: 1) описать особенности литературного творчества В.Г. Распутина и определить художественную специфику повести «Прощание с Матерой»;
2) описать подходы к изучению феномена восприятия в современном языкознании;
3) на материале повести «Прощание с Матерой» составить подкорпус контекстов с перцептивной семантикой, используя инструменты Национального корпуса русского языка;
4) проанализировать выделенные языковые единицы с семантикой чувственного восприятия в семантико-синтаксическом аспекте;
Актуальность исследования обусловлена, во-первых, тем, что оно выполнено в русле антропоцентрической парадигмы языкознания, ведущей на современном этапе, на стыке нескольких важнейших направлений: семантики, перцептивной лингвистики и лингвоперсонологии, и, во-вторых, тем, что до сих пор нет работ, в которых проведен комплексный лексико-синтаксический семантический анализ репрезентации восприятия в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», несмотря на то что перцептивная семантика в этом произведении играет важную роль, и проведение такого исследования необходимо.
Практическая ценность диссертации связана с тем, что результаты исследования могут быть использованы при разработке теоретических и практических вузовских курсов по лексической семантике, семантическому синтаксису, лингвосенсорике и лингвистической персонологии, а также при изучении творчества В.Г. Распутина в школах и вузах.
Основные выводы и результаты исследования:
1. Среди лексики зрительного восприятия в повести «Прощание с Матерой» частотны прилагательные белый, темный, прозрачный, серый – цвета, ассоциирующиеся со скорой гибелью, омертвлением, пожаром.
2. Лексику с презумпцией слухового восприятия в повести можно разделить на 4 категории по принципу источника звука: 1) люди; 2) предметы; 3) неживая природа; 4) животные. Глагол молчать используется не только по отношению к человеку, но и к остальным категориям.
3. В «Прощании с Матерой» отсутствуют запахи еды и человеческого тела, но частотны контексты с запахом смерти, запахом продуктов горения: пожарищ, дыма, гари.
4. Тактильное восприятия выражено менее ярко. Основными идиоглоссами, характерными для стиля писателя, в частности, для данной повести, являются слова: теплый, горячий, жар.
5. В описании ситуации восприятия представлена языковая синестезия «запах+вкус».
6. Писатель использует принцип акцентирования: избирает какой-либо тип восприятия для фокуса читательского внимания на отдельных объектах окружающей действительности, например, смерти, Ангары, пожара.
Тип: Thesis
Связанные документы (рекомендация CORE)