Материалов:
1 081 645

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Семантика восприятия в повести В.Г. Распутина “Прощание с Матерой”

Дата публикации: 2020

Дата публикации в реестре: 2020-08-28T10:18:23Z

Аннотация:

Цель: комплексный анализ семантики всех типов чувственного восприятия: зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, – репрезентированных в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Задачи: 1) описать особенности литературного творчества В.Г. Распутина и определить художественную специфику повести «Прощание с Матерой»; 2) описать подходы к изучению феномена восприятия в современном языкознании; 3) на материале повести «Прощание с Матерой» составить подкорпус контекстов с перцептивной семантикой, используя инструменты Национального корпуса русского языка; 4) проанализировать выделенные языковые единицы с семантикой чувственного восприятия в семантико-синтаксическом аспекте; Актуальность исследования обусловлена, во-первых, тем, что оно выполнено в русле антропоцентрической парадигмы языкознания, ведущей на современном этапе, на стыке нескольких важнейших направлений: семантики, перцептивной лингвистики и лингвоперсонологии, и, во-вторых, тем, что до сих пор нет работ, в которых проведен комплексный лексико-синтаксический семантический анализ репрезентации восприятия в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой», несмотря на то что перцептивная семантика в этом произведении играет важную роль, и проведение такого исследования необходимо. Практическая ценность диссертации связана с тем, что результаты исследования могут быть использованы при разработке теоретических и практических вузовских курсов по лексической семантике, семантическому синтаксису, лингвосенсорике и лингвистической персонологии, а также при изучении творчества В.Г. Распутина в школах и вузах. Основные выводы и результаты исследования: 1. Среди лексики зрительного восприятия в повести «Прощание с Матерой» частотны прилагательные белый, темный, прозрачный, серый – цвета, ассоциирующиеся со скорой гибелью, омертвлением, пожаром. 2. Лексику с презумпцией слухового восприятия в повести можно разделить на 4 категории по принципу источника звука: 1) люди; 2) предметы; 3) неживая природа; 4) животные. Глагол молчать используется не только по отношению к человеку, но и к остальным категориям. 3. В «Прощании с Матерой» отсутствуют запахи еды и человеческого тела, но частотны контексты с запахом смерти, запахом продуктов горения: пожарищ, дыма, гари. 4. Тактильное восприятия выражено менее ярко. Основными идиоглоссами, характерными для стиля писателя, в частности, для данной повести, являются слова: теплый, горячий, жар. 5. В описании ситуации восприятия представлена языковая синестезия «запах+вкус». 6. Писатель использует принцип акцентирования: избирает какой-либо тип восприятия для фокуса читательского внимания на отдельных объектах окружающей действительности, например, смерти, Ангары, пожара.

Тип: Thesis


Связанные документы (рекомендация CORE)