Машинный агрегат мобильной машины рассматривается как регулярная механическая система, состоящая из инерционно-упругих и диссипативных компонентов и жестких фрагментов, содержащих устройства с переменной структурой (фрикционные элементы трансмиссионной и тормозной подсистем,
колеса, контактирующие с дорогой). Для формализованного описания таких систем предложен способформирования их универсальных математических моделей, не зависящих от состояний устройств, и содержащих дифференциальные, алгебраические и логические уравнения. Описан метод определения внутренних моментов в жестких устройствах в процессе решения дифференциальных уравнений динамики. На этой основе предложен формальный подход к построению компьютерных моделей для исследования динамики мобильных машин, в том числе моделей для сложных переходных режимов, сопровождающихся изменениями (многократными в ряде случаев) структуры механической системы машины.