Внимание с самого начала привлекается к тому факту, что термин
аксиология, означающий учение о ценностях, будучи введенным в самом начале
ХХ века, почти сразу повлек за собой целый бум разработок теорий ценностей (преимущественно в континентальной философии), тогда как термин агатология, означающий учение о благах и созданный в 1770, а затем открытый заново в 1823 году,
пришел в почти полное забвение. С целью его реабилитации пересматривается
одно из общих мест философии ХХ и XXI веков, а именно фактическое отождествление благ и ценностей, вследствие которого первое из этих понятий фактически
поглощается вторым. Но то, что считается ценностями, также, как правило, клишированно понимается как общие человеческие потребности, а не глубинные и неделимые индивидуальные «внутренние обладания». Поэтому предлагается различать
общечеловеческие потребности и личностные значимости и стратифицировать мир
значимостей посредством дифференциации ценностей, преференций и благ. В результате последняя из этих разновидностей трактуется как сфера практического
разума (в античном и в кантовском смыслах), телеологически нагруженная и могущая быть заложенной в новую, четвертую из больших программ теоретической
этики (способную хорошо конкурировать консеквенционизмом, деонтологизмом
и этикой добродетели) и одновременно в общий фундамент того кластера философских дисциплин, который принято называть практической философией