В данной статье прослеживается процесс осуществления Максом Вебером синтеза теоретических представлений в различных областях социально-гуманитарного знания с целью обосновать собственную концепцию генезиса капитализма современного западного типа. Отталкиваясь от разрабатываемых им принципов понимающей социологии и общеметодологических оснований исторического знания философии неокантианства, Вебер в своей социологии религии прорабатывает вопрос о роли внеэкономических факторов в становлении капитализма, а именно о значении мотивации трудовой и предпринимательской деятельности, которую он находит прежде всего в религии. Разработанный общесоциологический аппарат понятий применяется им для анализа огромного массива конкретно-исторического материала, благодаря чему Веберу удалось переосмыслить наличный исторический опыт и сформировать оригинальную и плюралистическую по своему характеру философскоисторическую концепцию. Его труды как в области философии и методологии, так и в области исторической социологии продолжают играть значимую роль в современной социальной теории