Учет факторов социокультурного многообразия и равных возможностей является одной из ключевых тем для обсуждения в высшем образовании стран Евросоюза. Несмотря на особое внимание, уделяемое данным вопросам в российских университетах, в отечественном высшем образовании остаются недостаточно изученными и практически реализованными возможности использования многообразного культурного и личностного потенциала студентов для создания особой среды, способствующей развитию талантов и запуску инновационных проектов. В данной статье изучаются инициативы и опыт Евросоюза по созданию в университетах среды, поддерживающей культурное многообразие и равные возможности всех студентов и преподавателей. Выявлены факторы и барьеры развития культурного многообразия в университетах Евросоюза, среди них интернационализация высшего образования, развитие академической мобильности студентов и преподавателей, стремление улучшить показатели университетов во внутренних и внешних рейтинговых оценках, наличие финансовой и административной поддержки. Изучение европейского опыта способствует переосмыслению российской практики высшего образования, что позволит в дальнейшем расширить возможности реализации потенциала как студентов, так и для преподавателей.