В последние годы музей Юйшу проводил систематические исследования наскальных рисунков в бассейне реки Тунтянь в своей префектуре. Были
обнаружены 1230 плит (более 1700 изображений). Данная статья представляет статистический и сравнительный анализ найденных образцов. По содержанию и технологиям нанесения наскальное искусство можно разделить этого района на две
большие группы: западную – верхняя часть бассейна реки, расположенная до слияния рек Тунтянь и Чумар (река Кумалай), и восточную – нижняя часть бассейна от слияния до реки Батанг в Юйшу. Вторую область можно подразделить еще
на три части.
Большая часть изображений представляет собой фигурки животных. Як и олень –
главные темы обеих групп. Кроме того, встречаются символы, персонажи, пагоды, повозки и проч. Обе группы, помимо общих черт, имеют и свои особенности.
Типологический анализ технологий нанесения позволяет предположить, что для
создания рисунков повозок и оленей в основном использовался способ долбления
всего изображения (техника периода династии Шан). Наскальные рисунки, высеченные линейно, относятся ко времени от ранней династии Чжоу до периода Сражающихся царств. Техника резьбы по линиям датируется периодом Сражающихся
царств времен Западной династии Хань, а техника шлифования, вероятно, временем династий Цинь и Хань. Изображения, где в основном использовалась техника
царапания, восходят к периоду Древней Тибетской Империи (618–842 гг. н. э.).