Статья посвящена очерчиванию предметных рамок и концептуализации гештальт-культурологии как самостоятельного научного направления. Основу данного направления составляют труды О. Шпенглера, ориентированные на органицистский подход Гёте, а также работа Х. фон Эренфельса, ставшая своеобразным фундаментом для оформления гештальтпсихологии. Отдельное внимание уделено трудам Г.Д. Гачева, работавшего в шпенглеровской традиции и создавшего серию книг, посвященную раскрытию специфики «национальных образов мира». В тексте затронуты авторские концепты и основные научные сферы, касающиеся предметного поля гештальт-культурологии, среди которых выделяется теория социокультурной динамики П.А. Сорокина, культурно-историческая психология, культурно-интеллектуальная история, когнитивная культурология и т.д. Уделено внимание перспективам развития гештальткультурологии в современной науке. Затронута проблема адекватного перевода научного термина «гештальт» на русский язык.