В статье анализируется трансформация сюжета шпиономании в советских игровых кинокартинах о быте советских учёных конца 1940-х –
начала 1950-х гг. Кинематограф этого времени внимателен к фигуре
ученого: картины, посвященные героическим биографиям или научной
повседневности, отражали статус науки в обществе, повседневность
научных работников. Автор анализирует мифологию современного кинолентам общества, реконструирует представления власти об идеальном
типе взаимоотношений ученого и государства. Делается вывод о том,
что роль учёного в кинематографе тех лет специфична – с одной стороны, его образ часто приобретал черты нравственной максимы, с другой –
оказывался в фокусе шпиономании. Мотив шпиономании, отрицание
«низкопоклонства перед Западом» и космополитизма – специфичные
черты кинематографа тех лет, нашедшие отражение и в конкретных исторических событиях – например, предвоенной дескридитирующей
компании против Н. Н. Лузина, послевоенном деле «КР». В основу работы с аудиовизуальными источниками положен метод поэтапного структурированного наблюдения