В статье демонстрируется кластерный подход к феномену интертекстуальности на примере лермонтовского сверхтекста, вызванного к жизни прецедентным стихотворением "Выхожу один я на дорогу…". Вводится и обосновывается понятие "лирическая ситуация", которая в плане генеративной поэтики воспринимается как модель текстопорождения, обусловливающая "самовоспроизводимость кластера". Предложен сравнительный анализ бытования в русской поэтической традиции двух "Пророков" - пушкинского и лермонтовского, показано, что по своей субъектно-образной организации лермонтовский "Пророк" приближается к драматизированной сцене или образцу "ролевой" лирики. Оригинальный вариант предпринятой Лермонтовым трактовки темы пророка уточняется в ходе аналитического сопоставления со стихотворением К.Н. Льдова "Пророк" 1895 г.