Проблема социального в статье рассматривается с позиций функционирования человека в контексте развития самоорганизации и самоуправления в социуме. Становление гражданского общества трансформирующейся России затянулось. Это во многом объясняется отсутствием развитой субъектности как на индивидуальном, так и муниципальном уровне. Слабость гражданских инициатив раскрывает причины невостребованности коммуникаций самоупорядочения, самоорганизации, и особенно самоуправления. Цель данной статьи заключается в рассмотрении роли человека как единицы социального в процессах самоорганизации и самоуправления трансформирующейся России. При этом автор выделяет в системе социального управления, в соответствии с их значимостью, три взаимопроникающих и взаимодополняющих уровня бытия, различающихся мерой персонификации и качеством зрелости индивидуально-личного: индивидуально-личностный, уровень объективных социальных общностей и общесоциальный уровень. Показано, что институт самоуправления порождается социальными коммуникациями. Его социальная природа, являясь, в свою очередь, многофакторной, постоянно испытывает воздействие как со стороны общества и отдельного человека, так и объективных факторов неантропогенного характера. Автор предлагает использовать в изучении проблемы социально-синергетический подход. Указанный подход в изучении социальных процессов позволяет помимо социологических и философских концепций и технологий применить методы точных и естественных наук, что даёт более развернутую картину социального развития. В статье в поле зрения исследователей включается локальное территориальное сообщество, выступающее ключевым звеном социальных процессов. Социальное в целом – универсальная реальность, раскрывающая смысл единицы общества как предельную универсалию, персонифицирующую деятельность определенного вида или группу общественных связей. Делается вывод, что единицей социального в процессах самоорганизации и самоуправлении в российском социуме выступает человек, представляющий общество во всем многообразии его иерархии и социальных коммуникаций. По мнению автора, вне управленческих усилий остается положительный опыт предшествующих эпох. Асимметричность развития воспроизводит социальные противоречия в основополагающих сферах жизни.