Статья посвящена анализу различных механизмов интеграции научного знания с участием социологии. Цель работы – показать интегративный потенциал социологической науки, соотношение предметных и методологических аспектов в процессах научного синтеза, значение метапарадигмального диалога и синтеза для формирования целостной системы социогуманитарного знания. Основными методами исследования выступили анализ реальных интеграционных процессов с участием социологии, а также сравнение различных механизмов и результатов научной интеграции. Показано, что основными механизмами интегративного взаимодействия социологии с другими социогуманитарными науками выступают формирование отраслевых социологий (экономическая социология, политическая социология и т. п.) и социологических парадигм, каждая из которых, как правило, базируется на приоритетных связях социологии с определенной дисциплиной социогуманитарного профиля. Особое внимание уделяется включению социологии в процессы научного синтеза, предполагающие взаимодействие с комплексными областями знания, структурными элементами которых являются естественнонаучные, социогуманитарные и технические компоненты, а также элементы, выходящие за пределы собственно научного знания. В качестве примеров таких синтетических областей знания рассмотрены экология и антропология. Показано, что в процессе формирования социальной экологии (с участием социологической науки) ее комплексный характер (предметно-методологическое «триединство») становится более выраженным. Наиболее же значимым и методологически интересным аспектом взаимодействия социологии и социальной антропологии (как раздела антропологии – комплексного учения о человеке) можно считать объединение их усилий по созданию оптимальной модели теоретического гуманитарного знания. Главным выводом, обладающим определенной степенью новизны, выступает положение о том, что социология, включаясь в разнообразные механизмы интеграции научного знания, способствует не только содержательному сближению социогуманитарных наук, но и их адекватному, более глубокому теоретико-методологическому самоопределению.