Целью работы является - проектирование деятельности учителя-дефектолога по развитию межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Работа состоит из четырех основных глав, библиографический список содержит шестьдесят семь источников. Научная значимость работы заключается в систематизации данных по проблеме развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, в разработке психокоррекционных занятий, направленных на формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, и определение наиболее успешных путей и условий формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. После выявления особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе пяти методик, нами была разработана коррекционная программа в основе которой введены сюжетно-ролевые игры. Игра – основная ведущая деятельность дошкольного возраста. Она предоставляет большие возможности для развития личности ребенка. Контрольный этап исследования подтвердил эффективность разработанной нами программы коррекции общения и личностной сферы детей 5-7 лет с дизонтогенезом по типу задержанного развития. Количественные различия показателей общения, личности и темперамента до и после формирующего эксперимента оказались статистически значимы в экспериментальной группе. Отмечены темпераментные изменения: проявилась эмоциональность, общительность и выносливость как показатели психодинамической активности. Снизились показатели конфликтности и фрустрированности. Общение детей стало интенсивным, продолжительным, преимущество отдано речевым реакциям общения.