В статье представлен опыт использования материалов "народных ассоциативных словарей" в научных исследованиях. В качестве "народных ассоциативных словарей" использованы игровые ресурсы, основанные на игры в ассоциации (kartaslov.ru, sociation.org, slovesa.ru), и программы, которые по заданному алгоритму обрабатывают массивы текстов и создают собственные словари ассоциаций (wordassociations.net, reright.ru).Представлены как минусы (неизвестны реципиенты и условия эксперимента, неполная обработка данных), так и плюсы данных источников (неограниченный спектр стимулов, современность, "свобода" реакций). Также нам проведен и описан сопоставительный анализ образа Родины в классических и "народных" ассоциативных словарях для апробации гипотезы. В ходе апробации мы получили сопоставимые результаты, которые с одной стороны, отражали стереотипность образа, с другой, точно выражали веяния времени, что позволило нам использовать данный ресурс и в последующих своих исследованиях. На примере анализа образа свастики была описана методика использования "народных" словарей. На первоначальном этапе мы составили общий список реакций и составили собственный рейтинг реакций. Во-вторых, мы выделилите реакции, которые повторялись в различных источниках, условно мы обозначили данные реакции как ядерные. На следующем этапе мы все выделенные реакции распределили по тематическим блокам. Выполнив полный цикл анализа, мы смогли доказать, что в сознании носителей русского языка закреплено восприятие свастики как нацисткого символа, а технология сакрализации, используемая в современном экстремистском дискурсе, не подтвердила свою эффективность.