Материалов:
1 005 021

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

Психологическое исследование одаренности: проблема теории и метода

Дата публикации: 2021

Дата публикации в реестре: 2021-04-23T13:35:57Z

Аннотация:

Представлены результаты исследования современного состояния проблемы одаренности в психологии. Утверждается, что при обращении к анализу феномена одаренности исследователями в первую очередь ставится вопрос о достижениях человека как показателе, в котором одаренность проявляется, а также в котором обнаруживаются различия между людьми в уровне развития одаренности. Анализ показал, что в настоящее время в психологии преобладают три подхода, в которых одаренность рассматривается с принципиально разных позиций. В первом одаренность сводится к феномену креативности (творческие способности), во втором - к феномену интеллекта (уровень IQ и отдельных интеллектуальных способностей). Третий подход направлен на преодоление сведения проблемы одаренности к какому-либо одному показателю и предполагает включение в исследовательский план множества переменных (когнитивных, личностных, социальных и пр.). Формулируется идея, что слабость современных подходов к изучению одаренности, моделей ее диагностики объясняется отсутствием теории одаренности, в которой непротиворечиво раскрывалась бы связь способностей и одаренности человека. Утверждается, что теория способностей и одаренности В.Д. Шадрикова позволяет решить ряд методологических, теоретических и экспериментальных проблем исследования одаренности.

Тип: статьи в журналах

Источник: Сибирский психологический журнал. 2021. № 79. С. 30-47


Связанные документы (рекомендация CORE)