В статье прослеживается эволюция мотива сгорающей книги / библиотеки в литературе ХХ-XXI вв. Выявлено, что данный мотив получает широкое распространение в художественных произведениях, написанных в переломные моменты мировой истории. Книга в художественном мире произведений ассоциируется с этическими и эстетическими моделями предыдущих культурных эпох, следовательно, писатели ставят вопрос о шатком положении ценностных ориентиров мира прошлого в настоящем. Эволюция мотива выявляется на примере произведений писателей ХХ-XXI веков: Э. Канетти "Ослепление", Р. Брэдбери "451 градус по Фаренгейту", У. Эко "Имя Розы", М. Зузак "Книжный вор". Мотив сгорающей книги может быть интерпретирован в двух аспектах: с одной стороны, использование данного образа утверждает необходимость спасения книжного знания, поэтому писатели изображают трагизм существования "без книги", с другой стороны, отказ от книги - реалия современности, причем писатели постмодернисты данный факт расценивают как подспорье для достижения гармонии, а не как апокалиптический мотив.