Рассматривается проблема развития ребенка в системе дополнительного образования. От проблемы предупреждения речевых нарушений у ребенка дошкольного возраста автор переходит к и другим проблемам развития, полагая, что одним из путей предупреждения проблем в развитии ребенка является личностно ориентированное развитие. Личностно ориентированное развитие ребенка автор связывает с программой дополнительного образования. Автор описывает программу дополнительного образования, реализуемую в дошкольном образовательном учреждении, раскрывает принципы построения данной программы, условия ее реализации, определяет формы и методы реализации программы. Говоря о развитии личности в дополнительном образования, автор акцентирует внимание на развитии творчества ребенка, определяя в том числе и риски, возникающие в креативных ситуациях. Формулирует задачи, решение которых необходимо для дальнейшего развития системы дополнительного образования.