В статье изложены тезисы повышения грамотности, освоения орфографических и пунктуационных норм студентами, сформулированные на основании собственного опыта автора. Названы принципы, которые способствуют эффективности усвоения норм русского языка: принципы системности, преемственности, перспективности, избирательности, практической направленности, занимательности. Рассмотрено применение основного принципа - системности. Выявлены этапы повышения грамотности, дана характеристика этим этапам. Определены и охарактеризованы четыре группы студентов с различной степенью грамотности. Описана методика и частотность мониторинга грамотности студентов. Дана характеристика навыка грамотного письма и методы работы по совершенствованию этого навыка. Сформулировано представление о языке как системе систем. Осваивая орфографические и пунктуационные правила, студент постоянно обращается к различным разделам лингвистики.