В статье рассматривается проблема выявления жанровой специфики романа Гайто Газданова “Пилигримы” (1954), и, прежде всего, “притчевости” как одной из сторон творческого метода автора. Определяющим при этом становится мировоззренческая преемственность притчи как исторического жанра в творческом преобразовании мира Гайто Газдановым в романе “Пилигримы”. В статье показано, как особенности романного мышления органично сочетаются в произведении с сакрально-дидактической иносказательностью притчи, что, в свою очередь, позволяет автору расширить границы жанра, модернизировать последний. Сам способ мышления, определяющий жанровую специфику “Пилигримов”, определяется как своеобразный симбиоз романического метажанра и притчевости как составляю щей творческого метода. Притчевая неразвернутостъ и фрагментарность сюжета, сжатость характеристик и описаний, неразработанность характеров придают особый, часто символический смысл каждой детали, каждой речевой характеристике романного повествования.
Развитие романического героя, духовный путь личности к нравственному совершенству представлены как необходимый этический выбор, непременное условие существования полноценной личности.