Парадигма является системой фундаментальных научных представлений, принимаемых и разделяемых научным сообществом. В своем ценностном дискурсе парадигма затрагивает
цели, средства и смысл социально-экологического развития. Для его трактовки важное значение
имеют философско-научное понимание человека, его потребностей и интересов. Появилась
насущная потребность в синтезе естественнонаучных, социальных, культурологических, психологических теорий и исследований для изучения экономических, политических, социально-
экологических явлений, сознания и культуры человека, его перспектив в разрешении экологического кризиса. В статье проводится методологический анализ понятий «парадигма»,
«смена парадигм» в связи с приращением знания о природе человека в биологии, философской антропологии, психологии, социологии, образовании; показывается их диалектическая
взаимосвязь на принципах универсализма и синтетической теории эволюции. Продуктивность данного парадигмального сдвига в трактовке человека и научного проектирования его
социоприродных перспектив анализируется в ноосферной перспективе. Раскрывается содержание социальной, интегральной, коэволюционной, психологической парадигм в трактовке
природы человека и его отношений с природой на принципах диалогизма. Очевидно, что многие виды поведения современных людей требуют их изучения с точки зрения эволюционной теории, так как главная задача любого сообщества – это обеспечение его выживания в постоянно изменяющихся условиях.