Целью работы является разработка методических подходов к рациональному конструированию, а также изготовлению пар трения скольжения из композиционных антифрикционных материалов, модифицированных наноструктурными материалами, и используемых в прецизионных узлах трения. Диаметры подшипников скольжения могут быть достаточно большими, что позволяет достигнуть требуемую высокую точность механической обработки и нанометрическую шероховатость обрабатываемой поверхности. Показано, что приемлемые с позиций качества обработки алмазоподобным инструментом скорости резания (750 м/мин и более) могут быть достигнуты при размещении режущей кромки инструмента на диаметре 200 мм, что позволяет использовать в конструкции узла трения смазываемые подшипники скольжения, содержащие наноразмерные частицы. Вследствие этого комплексно решаются две задачи: достигается необходимая для сверхвысокой точности механической лезвийной обработки жесткость шпинделя; обеспечивается высокая плавность работы, позволяющая достичь нанометрическую шероховатость поверхности при снижении макроотклонений до 1 мкм от средней линии поверхности, что в совокупности чрезвычайно важно для ряда специальных применений.