В связи с распространением электронного обучения (е-обучения) возникает проблема создания виртуального (электронного) учителя для автоматизации рутинных функций обучения, предоставления реальному учителю большего времени для творчества. Необходимо также предоставить учащемуся возможность активно взаимодействовать с системой обучения. Реализация виртуального «учителя» является одной из важнейших задач, связанных с созданием современных обучающих средств, интегрирующих технологии искусственного интеллекта. При реализации виртуального «учителя» имеются две фундаментальные проблемы: взаимодействие с «учеником» на ограниченном подмножестве естественного языка и выработка стратегии, например, в условиях неполной информированности, входа «в тупик», наличия альтернативных сценариев. Обе проблемы требуют активного изучения и прикладной реализации. Анализ результатов показывает, что имеющийся задел недостаточен и требуется его наработка. Особенно это касается реализации системы взаимодействующих подсистем «учитель» и «ученик». Решению указанных двух важных проблем системы электронного обучения и посвящена диссертационная работа.