Коленчатые валы разрушаются от усталости в местах наибольшей концентрации напряжений. Такими участками являются выходы отверстия для смазочного материала на коренных и шатунных шейках вала и у галтелей в сопряжениях шеек со щеками. Запасы прочности в этих местах имеют минимальное значение. При расчетах коленчатых валов коренные шейки рассчитываются только на кручение, а шатунные на изгиб и кручение. На первом этапе исследований в ранее выполненных работах [2; 3] изучено влияние размера галтели, связывающей щеку и шатунную шейку на распределение напряжений от изгиба в плоскости колена, а в работах [4-6] дополнительно изучено распределение напряжений от кручения шатунной шейки. В настоящей работе изложена оригинальная методология определения интенсивности контурных напряжений отверстия масляного канала, вызванных нагрузками кручения и изгиба шеек коленчатого вала, возникающих в рабочем цикле двигателя внутреннего сгорания, физическим моделированием на оптических прозрачных плоских моделях методом фотоме-ханики. Разработана и изготовлена оснастка для выполнения модельных экспериментов для нагружения моделей коленчатого вала деформациями изгиба и кручения. Выполненные исследования позволили установить качественную и количественную составляющую напряжений на контуре отверстия масляного канала от деформаций изгиба и кручения его шатунной шейки.