В статье рассматриваются некоторые существенные процессы в русской детской литературе предвоенного времени, причины и следствия воздействия (скрытого) государственного заказа в искусстве, сказавшегося в специфической героизации образа ребенка и общественного сознания. Автор совершает экскурс в прошлое, в десятилетия возникновения и развития понятия «личность» в движении русской литературы для взрослых, а затем и для детей, указывает на появление новых, «советских», традиций в понимании личности - в идеализации личности подростка-«вождя», в утверждении приоритета общественных целей над целями частными. В основной части статьи предпринята попытка по-новому объяснить своеобразие произведений для юношества А.П. Гайдара и В.А. Осеевой, в частности формально-содержательные «переклички» повестей «Тимур и его команда» и «Васек Трубачев и его товарищи». Выявляются сходства и различия реакции писателей на социокультурную ситуацию в стране.