В предлагаемой статье представлены результаты исследования, направленного на изучение взаимосвязи самооценки и учебной мотивации младших подростков (10-11 лет) в процессе их адаптации при переходе из начального звена в среднее звено школы. Теоретическая часть данной статьи направлена на рассмотрение основных составляющих - самооценка, учебная мотивация, школьная адаптация; проведено качественное изучение научной литературы. В экспериментальной части рассматривается взаимосвязь самооценки и мотивации и их взаимообусловленность. Исследование проводилось по двум опросным методикам в московской школе среди подростков 5-х классов. По результатам эмпирического исследования были сделаны выводы, что большинство младших подростков имеют средний уровень самооценки. При этом наибольший уровень самооценки младших подростков был выявлен в отношении общительности, а наименьший - в отношении популярности у сверстников. У мальчиков выше, чем у девочек, выражена уверенность в себе, что, возможно, связано с гендерной корреляцией. Более половины младших подростков имеют средний уровень учебной мотивации. При помощи корреляционного анализа и полученных результатов подтвердилась общая гипотеза исследования - самооценка младших подростков выступает детерминантой их учебной мотивации. Получили подтверждение и частные гипотезы исследования: у мальчиков учебная мотивация положительно связана с самооценкой ума и уверенности в себе; у девочек учебная мотивация положительно связана с самооценкой общительности.