Материалов:
1 005 012

Репозиториев:
30

Авторов:
596 024

Роль информационных технологий в культурном пространстве высшего образования: миф и реальность

Дата публикации в реестре: 2021-08-05T20:11:22Z

Аннотация:

Статья посвящена анализу изменений, происходящих в настоящее время в сфере высшего образования в связи с активной информатизацией этой важнейшей составляющей человеческой культуры. Предпринята попытка продемонстрировать, что новые информационные технологии существенным образом трансформируют рамки традиционного образовательного процесса, создавая не только новые возможности, но и новые проблемы. Значимость образовательного процесса, его особенности и перспективы в непрерывно меняющихся условиях информационного общества позволяют ставить информатизацию образования в ряд важнейших стратегических проблем государства. Одновременно информатизация является серьезным вызовом педагогической науке и системе образования в целом. Подчеркивается, что изучение специфики воздействия информационной культуры на эту важнейшую сферу человеческой деятельности сталкивается с множеством сложностей, одна из которых состоит в том, что образовательный процесс, как и иные процессы самоорганизации, содержит в себе элементы непредсказуемости. Показано, что широко распространенное мнение о возможностях информационных технологий резко усилить интеллектуальные возможности молодых людей и активизировать их творческий потенциал, повысить мотивацию к учебе, ее эффективность и результативность является в значительной степени мифологизированным. Применение компьютерных технологий подвергает существенному преобразованию не только коммуникативную, но и мыслительную, мотивационную и эмоциональную сферы человека, формирует принципиально новую среду развития и функционирования психических процессов. Проведенный анализ научных исследований психологических последствий информатизации позволяет охарактеризовать компьютерные технологии как новую форму опосредования, существенным образом перестраивающую структуру и динамику человеческой деятельности. Отмечается, что механизмы формирования изменений и их последствия в настоящее время почти не изучены, при этом точно можно сказать одно: исторически сложившиеся стили жизни и формы взаимодействия людей подвергаются кардинальному преобразованию. Разработка концепций информатизации в системе образования должна осуществляться с учетом этих и других рисков.

Тип: Article

Права: open access

Источник: Обсерватория культуры


Связанные документы (рекомендация CORE)