В статье проверяется возможность объяснить механизм формирования полисемии путем выявления прототипов в виде когнитивно-значимого перцептивного опыта. Предмет исследования - полисемант qi в китайском языке. Основной метод исследования - дедуктивный, с допущением, что в качестве прототипов могут выступать все или отдельные виды перцептивного опыта, репрезентируемые с помощью данного полисеманта и содержащие физически осязаемый признак «движение вверх». Выявлено, что семантика у qi обусловливается корреляциями вверх - активизация, вверх - возможность справиться с бременем, вверх - созидание, вверх - ограничение и вверх - удаление. Возможность построения данных корреляций заложена в прототипах «вставание», «вставание с грузом на плечах», «сбор чего-то в одно место», «движение с периферий к центру» и «депозиционирование хорошо фиксированного на своем месте объекта». При этом прослеживается прагматизм человека-субъекта познания: наиболее важным для него в различных видах прототипического опыта всегда оказывается намерение и цель действия. Механизм формирования полисемии сводится к тому, что направление движения в прототипическом опыте становится фиксатором представления о целенаправленности действия, параллели между прототипическим и вторичным опытом построены на совпадении их целенаправленности.