Затрагивая вопрос о современном положении вещей в области пола, любви и сексуальности, нужно признать, что происходит столкновение двух разнонаправленных тенденций, одна из которых обращена ко все большему освобождению и раскрепощению эротического, в то время как другая представляет собой ее консервативный антипод и предполагает приоритетность устойчивых моделей организации эроса как на уровне институциональной организации, так и в сфере глубоко личностного, интимного. Рассмотрены наиболее значимые точки проблематизации, господствовавшие в дискурсах об эросе в Античности и Средних веках. Анализ античных проблематизаций эротического строится вокруг категорий: хюбрис, афродизия, энкратия и virtus. В средневековом дискурсе, посвященном полу, любви и сексуальности, стержневыми точками для настоящего исследования выступают плоть, пост и карнавал. Показано, как античный человек устанавливает границу хюбрису чрезмерности благодаря принципу меры, предполагающему и внешнюю регламентацию, и требованию личностного самоограничения, в котором находят свое воплощение энкратия греков и virtus римлян. В Средние века беспределу греха, рождающегося из желаний плоти, противопоставляется воздержанность поста, которая, в свою очередь, тоже достигает эксцессивных форм, и хюбрис карнавала оказывается ответом на хюбрис поста. Также затрагиваются вопросы брака, статуса женщины, однополые отношения. Теоретической базой настоящего исследования выступают работы М. Фуко, Ж. Ле Гоффа и Н. Трюона, Ж. Батая, М. Бахтина, Р. Таннахилл, Ж.-К. Мильнера, Р. Мюшембле, Э. Вардимана, Ю.Б. Рюрикова, Д. Веннера и ряда других авторов. В основу работы положены принципы компара-тивной, социально-философской, философско-исторической и историко-фило-софской методологии.