Человек представляет для себя самую большую загадку и, вместе с тем, самый важный вопрос. Наши осмысленные действия, принимаемые нами решения, наши представления о возможном и должном глубоко укоренены в том, как мы понимаем себя и свою природу - иначе говоря, в нашей антропологии.Несмотря на отличия между антропологиями, предложенными разными культурами на протяжении всей истории человеческого самопознания, в качестве идеальных типов, к которым стремятся реальные воззрения на человека, мы можем выделить три основные антропологические парадигмы: мифо-метафизическую, природно-естественную и социоцентристскую. Различаются данные парадигмы, прежде всего, пониманием сверхиндивидуального предела, соотносясь с которым (посредством духа, тела или культурного смысла), человек определяет свое индивидуальное бытие.Ключевыми диспозициями антропологической проблематизации выступают в первую очередь отношения «человек-природа», «человек-другие» (или: «человек- люди»), «человек-время» (или: «человек-история»), «человек-дух» («человек- идеальное», в ряде случаев: «человек-абсолют»), «человек-тело» и, наконец,«человек-смерть». Однако каждая парадигма предполагает свое прочтение этих диспозиций.