В наши дни местное самоуправление в Российской Федерации, возродившись после долгих лет забвения, находится в состоянии поиска дальнейшего пути развития. Более чем за двадцать лет существования в новых российских условиях были достигнуты определенные качественные показатели развития местного самоуправления. Вместе с этим очевидно прослеживается противоречивость государственной политики в области местного самоуправления и часто неоднозначный подход к ее реализации на всех уровнях публичной власти. Государственная политика в данной сфере должна исходить из понимания того, что местное самоуправление, - это основа формирования гражданского общества в стране и, соответственно, локомотив ее поступательного демократического, правового развития в рамках существующего конституционного строя. В статье исследуется вопрос совершенствования местного самоуправления и предлагаются систематизированные инструменты его развития посредствам политики государственной власти. Совершенствование законодательной базы по вопросам местного самоуправления в 2014-2016 гг. внесло определенные коррективы в решение вопросов муниципальной практики. Правовые основы местного самоуправления как на федеральном, так и на региональном уровнях характеризуются достаточной степенью развитости и в целом позволяют решать задачи, стоящие перед местным самоуправлением. В целях обеспечения стабильности законодательства дальнейшие изменения должны носить преимущественно компетентностный характер. Определенное внимание следует уделить дальнейшему уточнению полномочий местной власти в отраслевом законодательстве, например, исключению функций, несвойственных местной власти, согласование полномочий органов местного самоуправления с вопросами местного значения, перечню вопросов местного значения сельских поселений, с учетом формирующихся в субъектах Российской Федерации устойчивых подходов к их дополнению, а также выработке положительной практики перераспределения полномочий. Особо следует отметить проблему участия граждан в осуществлении местного самоуправления, где важнейшим потенциалом обладает территориальное общественное самоуправление. К примеру, несмотря на неравномерность своего развития в разных регионах, ТОСы являются эффективным инструментом вовлечения граждан в местное самоуправление, повышения активности жителей. Вместе с тем в перспективе в законодательном урегулировании нуждаются иные вопросы, возникающие на местном уровне и являющиеся частью государственной политики в сфере местного самоуправления в условиях дальнейшей трансформации политической системы России.