Делая сравнительный анализ реформ высшего образования и науки во Франции и в России за последние годы, мыпришли к выводу, что при очевидном прогрессе реформ во Франции по ряду направлений намного успешнее реализуется связьобразования и науки, внедрение в практику их инновационных результатов. Осуществляется это в рамках кластерной политики,развития полюсов конкурентоспособности, технополисов. Именно они стали основой продвижения новой экономической моделиразвития на базе экономики знаний в начале двухтысячных годов. Новый импульс стремительному развитию кластеров в европейских странах придали процессы цифровизации, проникнувшие во все сферы деятельности - в научные исследования, образование, коммерциализацию идей, производство новых продуктов. Теснейшая связь науки (университетской, академической), образования (высших учебных заведений, их лабораторий) и развития территорий (в первую очередь городов) с помощью цифровыхтехнологий становится обыденной реальностью, двигателем общественного прогресса. Точки роста, которые появлялись в разныхрегионах и расширялись в рамках проектов, стали успешным результатом целенаправленной политики поддержки инноваций,способом выхода экономик целого ряда европейских стран из перманентных кризисов конца 1990-х и 2008-2009 годов.