В данной работе прослеживается взаимосвязь вопроса о природе математического знания и проблемы применимости математики в естественных науках. В зависимости от того, как мы оцениваем математические суждения с точки зрения аналитичности или синтетичности, мы можем делать выводы о роли математики в познании физической реальности. Являются ли математические суждения логически необходимыми истинами или математические суждения истинны лишь в силу интерсубъективных внелингвистических факторов? Может ли быть так, что математика является продуктом исторически длительного процесса осмысления нашего опыта? Или же математика является тем интеллектуальным аппаратом, который мы выстраиваем независимо от опыта? Тогда каким образом в последнем случае объяснить невероятную эффективность математики в описании физических явлений? This paper discusses the relationship of the issue of the mathematical knowledge nature and the problem of the mathematics applicability in natural science. Depending on how we evaluate mathematical propositions in terms of analyticity, we can draw conclusions about the role of mathematics in the knowledge of physical reality. Are mathematical propositions logically necessary truths or are they true only because of intersubjective extra-linguistic factors? Is it possible that mathematics is the product of a historically long process of thinking about our experience? Or is mathematics an intellectual tool that we build independently of experience? Indeed, how in this case to explain the incredible efficiency of mathematics in the description of physical phenomena?
Источник: Второй международный конгресс русского общества истории и философии науки "Наука как общественное благо" Т. 1 [Электронный ресурс] : сборник научных статей. М., 2020. Т. 1 . С. 194-197