Статья посвящена рассмотрению познавательного релятивизма
как социально-культурной
проблемы, выражаемой в популярном концепте
постправды. В подходах к познавательному релятивизму выделяются две линии
мысли, которые анализируются на материале известных концептов представителей
каждой из них – концепте «брехня» (bullshit) Г. Франкфурта и версии концепта
«постправда», выдвигаемой С. Фуллером. Разница между концептами, объясняющими
причины, последствия и стратегии поведения в условиях общественной проблемы
познавательного релятивизма обусловлена различием в позиции относительно
объективности оппозиции «истина-ложь
». Реалистическое отношение к истине,
из которого исходит Г. Франкфурт, подразумевает взгляд на релятивизм как на брехню –
способ высказывания, которому свойственна
познавательная «недобросовестность»,
заключающаяся в несоотнесении содержания высказывания с реальным положением
дел. Релятивистское отношение к истине отражено в понимании постправды
С. Фуллером как универсальной для истории мысли борьбы за власть, которую он
отслеживает со времен спора Платона и софистов об истине. Каждый из концептов
выражает одну из возможных линий методологии и стратегии поведения в условиях
преобладания в современной культуре познавательного релятивизма – интенцию
к преодолению постправды и возврата к идеалам обоснованности знания в случае
Г. Франкфурта и интенцию к плюрализму и свободной «игре в знание» в случае
релятивистов, в частности С. Фуллера