В статье анализируется процесс изменений направлений и уровней
сферы образования, динамичное превращение ее в специфическую
отрасль реальной экономики, воспроизводящую интеллектуальный
капитал и научную продукцию. В современном мире, динамичном и
высококонкурентном, предъявляющим большие требования к
профессионализму, умениям и навыкам под конкретные задачи и
проблемы, вопрос значимости получения образования в нужных
объемах и в нужные сроки стал актуальным. Последние годы
структурной перестройки экономик развитых и развивающихся стран,
глобальные вызовы (пандемия коронавируса) буквально за считанные
месяцы делают одни отрасли убыточными, их специалистов не
востребованными, а другие сферы экономики, особенно новые, более
перспективными, в которых уровень зарплат соответственно гораздо
выше, чем в других. В таких условиях рынок образования, отрасль
обучения, переподготовка специалистов, производство и «продажа»
вузами результатов прикладных и фундаментальных научных
исследований в качестве специфического товара становятся крайне
значимыми и подчас являются единственным фактором развития новых
сфер экономики. Цель исследования: обоснование фактора
трансформации рынка образования в отдельный элемент или отрасль
реального сектора цифровой экономики; выявление
взаимодополняемости государственной и частной систем образования;
раскрытие роли новых сфер экономики в процессе данной
трансформации и доказательство того, что рынок образования
интегрируется с новыми сферами экономики, новыми технологиями. В
работе использованы методы системного подхода, сравнительного и
эконометрического анализа. Практическая значимость исследования заключается в переносе акцента от понимания рынка образования как
сферы подготовки кадров для новых сфер экономики к пониманию
рынка образования как внутренней составляющей новых сфер
экономики. Научная новизна статьи прослеживается в постановке
вопроса в другом ракурсе: новые сферы экономики становятся гораздо
сложнее любого вида и уровня образования, и данные сферы
трансформируют рынок образования, а не наоборот