В данной статье рассматривается географическая переориентация и товарная реструктуризация торговли как стратегия антикризисного реагирования. Мы используем логику анализа методом постоянной доли рынка (CMS) для того, чтобы вычислить в общем изменении доли экспортного рынка вклад эффекта конкурентоспособности и структурного эффекта с точки зрения географической и производственной специализации. Данный метод применяется при анализе глобального финансового кризиса 2008–2009 годов в «старых» и «новых» государствах – членах ЕС. Анализ методом постоянной доли рынка (CMS) с учетом как валовых данных, так и данных о торговле с добавленной стоимостью указывает на отсутствие активной переориентации на быстрорастущие развивающиеся экономики как в ЕС-15, так и в ЕС-10. Товарная структура играла относительно более позитивную роль в старых членах ЕС во время кризиса, особенно в связи со среднетехнологичной группой продуктов, но технологическая модернизация была более выражена в новых государствах – членах ЕС. Хотя анализ, проведенный в статье, содержит уроки кризиса 2008–2009 годов в отношении корректировки структуры экспорта, сегодняшний пандемический кризис отличается от того кризиса главным образом тем, что он привел к крупным нарушениям глобальных цепочек создания стоимости, которые могут привести в определенной степени к локализации, диверсификации и регионализации глобальных цепочек, что предполагает переориентацию торговли из более отдаленных стран в соседние.