Рассмотрены результаты анализа технико-эксплуатационного состояния железобетонных плитных пролетных строений автодорожных мостовых сооружений на основе мониторинга напряженно-деформированного состояния элементов пролетных строений с учетом фактических структурных изменений, вызванных природно-климатическими воздействиями, техногенными факторами и влиянием человека. Мостовые сооружения, по которым проводились исследования, относятся к балочно-разрезной статической системе, несущие конструкции в составе свайных опор и плитных пролетных строений из ребристых плит и плит сплошного сечения изготовлены из сборного железобетона. В ходе работы были проанализированы данные по грузоподъемности более 50 мостовых сооружений с плитными пролетными строениями. Важным элементом проведенного анализа явилось определение степени изменения прочностных характеристик конструкций с учетом фактических структурных изменений, вызванных эксплуатационными факторами – дефектами и повреждениями.
Приведена классификация дефектов, снижающих грузоподъемность плитных пролетных строений, и причин их появления. Особое внимание уделено влиянию человеческого фактора при проектировании, строительстве и содержании мостовых сооружений, в результате которого возникают серьезные дефекты, снижающие грузоподъемность, долговечность, надежность и безопасность эксплуатации мостов и путепроводов.
Исследовано влияние на грузоподъемность плитных пролетных строений часто встречающихся структурных изменений элементов пролетных строений, а именно выключение из работы крайних плит сплошного сечения пролетного строения, а также коррозия стержней рабочей арматуры главных плит. Проанализированы изменения значения грузоподъемности сборных плитных мостовых сооружений в результате проведенных ремонтных работ по уширению и усилению пролетных строений