Материалов:
1 081 645

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

ПРОЯВЛЕНИЕ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В УСЛОВИЯХ СЕНСОРНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Дата публикации: 2021

Дата публикации в реестре: 2022-10-06T15:48:02Z

Аннотация:

Специальных исследований, посвященных изучению отношения к себе подростков с нарушенным слухом в науке недостаточно. Соответственно, проблема самоотношения имеет теоретическую и практическую актуальность и значимость в связи с терминологической неоднозначностью трактовки, неразработанностью психодиагностических и коррекционных разработок в этой области. Вопрос самоотношения становится ключевым в развитии личности подростка в неблагоприятных условиях. Особенно, если речь идет о подростках с нарушениями слуха. Важным является то, что специфика их психического развития заключается в резком сужении информации извне, в данном случае социокультурного опыта, что напрямую связано с включением социум, с формированием как личности, особенно в данной группе детей и подростков. Соответственно, актуальность изучения данного вопроса факт неоспоримый в работе с ребятами, обучающихся в инклюзивных условиях. Цель исследования, состоит в выявлении и эмпирической проверке специфики самоотношения подростков с нарушениями слуха. Методы исследования. В тестировании приняли участие 52 подростка 14-15 лет из специальной (коррекционной) школы-интерната Ростовского областного центра образования неслышащих учащихся (26 человек) и средней общеобразовательной школы (26 человек). Все методики были адаптированы нами с учетом особенностей восприятия учащихся с нарушениями слуха. Метод математической статистики: t-критерий Стьюдента. Выводы и рекомендации. Подростки с нарушениями слуха демонстрируют в целом позитивное самоотношение. Вместе с тем у них выявлены специфические особенности самоотношения: они мнее уверены в себе, не удовлетворены своими возможностями, для них характерен пониженный интерес к своим мыслям и чувствам, сомнения в способности вызывать уважение, симпатию у окружающих. Однако, характерно и доминирование высокого уровня самоуважения. В процессе изучения, мы увидели, что большая часть страшеклассников с проблемами слуха показывают анормальное завышение своей самооценки, своего мнения. Менее всего для адекватного самооценивания им доступны такие качества, как: внешность, уверенность в себе, умелые руки. Наиболее адекватно ими оцениваются здоровье, характер. Мы выяснили, что результаты проведенного исследования в целом не противоречат изложенным в реферативном обзоре сведениям и позволяют дать научно обоснованную интерпретацию особенностей в системе самоотношения подростков с нарушением слуха.

Тип: article


Связанные документы (рекомендация CORE)