Материалов:
1 082 141

Репозиториев:
30

Авторов:
761 409

ВЫЯВЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Дата публикации: 2021

Дата публикации в реестре: 2022-10-06T15:48:22Z

Аннотация:

В современных исследованиях в области дефектологии все чаще выявляется зависимость успешности социализации, социальной адаптации от психологического благополучия детей, особенностей их способности прогнозировать будущие события. Прогностическая способность оказывает влияние на регуляцию и контроль собственной деятельности, обеспечивает программирование и воспроизводство речевых действий, управляет коммуникативной деятельностью в целом. Научные работы современных исследователей демонстрируют стойкий интерес к вопросу о способности прогнозирования у детей. В отечественных исследованиях начато изучение способности к прогнозированию различных категорий детей с нарушениями в развитии, однако большинство из них раскрывают специфику данного процесса у детей школьного возраста. В зарубежных исследованиях описывается процесс прогнозирования у детей раннего возраста, исследуются механизмы формирования процесса прогнозирования у младенцев. При этом большая часть этих исследований направлена на изучение когнитивной и регулятивной функций прогнозирования у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями здоровья, но не так широко представлены исследования прогностической способности у детей дошкольного возраста, особенно в связи с ее коммуникативными функциями. Поэтому изучение коммуникативных функций прогнозирования у детей дошкольного возраста с речевой патологией является актуальной темой в дефектологической науке. В связи с вышесказанным определена следующая цель исследования - выявить у детей дошкольного возраста с речевой патологией специфику взаимосвязи прогнозирования и коммуникативных умений. Исследование проведено при помощи комплекса психодиагностических методик, в основу которых положены следующие методы исследования: опрос, экспертная оценка, естественный эксперимент. Количественные результаты обрабатывались при помощи компьютерной программы SPSS Statistic 23. Выводы и рекомендации. Исследование позволило определить, что формирование коммуникативных функций прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушениями речи ограничено из-за особенностей их поведения и личностных характеристик: способности детей адаптироваться к условиям конкретной ситуации и конкретному кругу людей. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в его результатах описаны особенности коммуникативной функции прогнозирования у дошкольников с речевой патологией, определены характеристики детей, затормаживающие развитие у них данной функции прогнозирования.

Тип: article


Связанные документы (рекомендация CORE)