В статье рассматривается проблема овладения смысловым чтением детьми младшего школьного возраста. В России система заданий для оценки функциональной грамотности разрабатывается с учетом подходов и инструментария международных исследований PISA и PIRLS; задания ориентированы преимущественно на обучающихся 5-9 классов с нормативным развитием. Вместе с тем, оценивать формирование данного умения необходимо с первых лет школьного обучения, поскольку именно в начальной школе фактически закладываются основы для последующего успешного и эффективного развития читательской грамотности. При этом необходимо учитывать, что развитие читательских компетенций может сопровождаться феноменом "бездумного чтения" - распространенной, но недостаточно изученной особенностью читательского поведения младших школьников, которая проявляется в поверхностном, фрагментарном, непродуктивном и незаинтересованном чтении. Цель пилотного исследования состояла в оценке читательского развития младших школьников на предмет изучения феномена "бездумного чтения". Методы исследования. Для достижения поставленной цели использовалась авторская методика Е.Л. Гончаровой. В статье приведены качественные и количественные (критерий Спирмена) результаты исследования развития смыслового чтения. В исследовании приняли участие 83 ученика 2-х классов московских школ. Изучались сформированность механизмов контроля за пониманием читаемого, умение вычленять и решать элементарные читательские задачи в тексте, а также уровень сформированности "ядра" жанрового сознания у учеников. Выводы и рекомендации. Полученные данные позволили сделать вывод, что около 55% детей, принявших участие в исследовании, испытывают значительные трудности в понимании текста, свидетельствующие о той или иной степени выраженности феномена "бездумного чтения"; у 47% учеников к 8-9 годам не сложилось "ядро" жанрового сознания. На основании статистического анализа выявлена взаимосвязь между показателями сформированности "ядра" жанрового сознания и умениями вычленять и решать элементарные читательские задачи. Показано, что детям, испытывающим стойкие трудности в обучении (19% испытуемых, среди которых были в том числе дети с задержкой психического развитии и нарушениями речи), для понимания текста требуется специализированная дифференцированная помощь со стороны педагога. Результаты исследования могут быть использованы при разработке инструментария для оценивания развития читательской компетенции детей младшего школьного возраста как с условно нормативным развитием, так и с ограниченными возможностями здоровья.