РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Проблема исследования. Согласно закону "Об образовании в Российской Федерации" [8], Концепции развития дополнительного образования детей [4], Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [2,8] одной из важных задач современного образования является создание образовательной среды, в которой сформированы полноценные условия для всестороннего и личностного развития, формирование метапредметных компетенций каждого ребёнка. Формирование таких компетенции предполагает включение ребенка в разнообразные виды деятельности, образуя условия для его личностного роста и развития ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах жизни. Теория и практика организации проектной деятельности школьников как средства развития метапредметных компетенций представлены в работах Е.С. Полат, А.Н. Худина, С.Н. Белова, Т.В. Куклина, В.М. Назаренко Пахомовой Н.Ю и других. Именно в дополнительном образовании имеются возможности создания уникальной среды, в которой учащиеся становятся двигателями и генераторами идей, могут делать выбор, свободно проявлять свою волю, раскрываться как личность, а педагог становится тьютором.
Переход на дистанционный формат работы стал серьезным испытанием как для общего, так и для дополнительного образования детей. Согласно экспресс-анализа "Ландшафт дополнительного онлайн-образования", проводившегося аналитиками Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Павловым А. В., Ершовой В. С., Родюковой А. А, для многих родителей в условиях перехода на режим дистанционного обучения немаловажным критерием к программам дополнительного образования стало обеспечение продуктивной загруженности детей во внеурочное время под присмотром опытного наставника. В условиях резко возросшей образовательной самостоятельности семьи появляется рост спроса на внеурочные образовательные программы, обеспечивающие продуктивное самообразование. Также отмечается, что не все организации дополнительного образования могут оперативно организовать онлайн среду обучения и обеспечить требуемое от этой формы качество обучения. [3]. В результате появляется потребность адаптировать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся к условиям онлайн обучения и организовать их работу таким образом, чтобы занятия в дистанционном формате были интересными, увлекательными, эмоциональными и продуктивными. [5-7]. Поэтому целью исследования - является разработка и апробация программы развития метапредметных компетенций школьников средствами проектно-исследовательской деятельности в условиях онлайн обучения в системе дополнительного образования детей.