В статье представлены результаты исследования авторов по некоторым вопросам развития немого кинематографа в период с 1900 по 1930 год. Изложен авторский взгляд на кино, как первое из искусств, которое столь принудительно «управляет» вниманием зрителя. В связи с этим, была выработана концепция изучения предмета исследования и выдвинуты следующие критерии оценок: крупность плана, длительность плана (кадра) и изменение точки съёмки. Были отобраны наиболее прогрессивные киноленты производства Франции, Англии, Германии, Америки и СССР. На основе проведённого анализа 29 кинофильмов, были выявлены наиболее плодотворные периоды для каждой из стран. Определены новаторы, показана эволюция приёмов съёмки, резюмированы итоги развития монтажных решений, выявлены ключевые особенности их формирования. В результате проведённого исследования авторами была предпринята попытка свести воедино все достижения в области трансформации кинематографа из технического изобретения для развлечения публики в новый вид искусства. Авторы приходят к выводу, что отсутствие звукового сопровождения сыграло благоприятную роль для активного распространения кинематографа между странами говорящими на разных языках. А это в свою очередь, способствовало столь бурному развитию самого кинематографа. Набран большой статистический материал, представленный в конце статьи в виде таблицы.